Внутренняя навигация в магазине. Способы привлечения внимания покупателей.
Вы наверняка ознакомились с нашими рекомендациями о том, как сделать свой магазин привлекательным. В этой статье мы хотим остановиться подробнее на некоторых пунктах и рассказать Вам о пользе хорошей внутренней навигации и о способах привлечения внимания покупателей в целом.
... как сделать так, чтоб клиенту было проще найти необходимое и не потеряться среди огромного выбора этикеток, упаковок и названий?
Каждый из нас ежедневно или даже ежечасно сталкивается с различного рода рекламой. Хотим мы того или нет, но она оседает в нашей голове, хотя бы частично. Направляясь в магазин, мы в первую очередь обращаем внимание на известные марки продуктов: те, которые нам рекламируют наши кумиры, умиляющие карапузы или просто те, в которых присутствует нотка юмора, любимые места или цвета. Зачастую, даже самые нелепые подходы имеют результат.
Поэтому, отправляясь в магазин, покупатель уже обдумал список необходимых продуктов, и сразу направляется к нужным полкам. Как сделать так, чтоб ему было проще найти необходимое и не потеряться среди огромного выбора этикеток, упаковок и названий?
Основные рекламные подходы
Для начала давайте обратим внимание на результаты очень интересного опроса, в котором приняли участие обычные посетители одной отдельной сети супермаркетов. За 100% респондентов приняли тех, кто заметил рекламную информацию в магазине, при этом они имели право отмечать несколько вариантов.
Давайте рассмотрим более детально некоторые виды. В чем их преимущества и уникальность.
1. Реклама на входе.
Уже на входе в магазин можно начинать ориентировать посетителя к тем или иным товарам. Можно размещать красочные баннеры и постеры, наклейки на окна и двери магазина.
Объемные стойки и стеллажи сразу у входа размещать не стоит – вход должен быть свободным, чтобы войдя, покупатель мог зрительно оценить пространство магазина и определить, какую часть зала ему нельзя пропустить.
2. Стикеры.
Это разнообразные наклейки, которые можно размещать на дверях магазина, на полках с товаром, витринах, на полу и многие другие варианты. Могут быть разных форм, однотонные или с рисунками, с текстом и без.
Стикеры на полу призваны направлять покупателя к полкам с тем товаром, на который хотим акцентировать внимание. Обычно они более крупного размера и ярких цветов. Часто представлены целой серией.
Рекомендуются для стимуляции продаж отдельного бренда и повышения его узнаваемости, навигации.
3. Тележки, корзинки, пакеты.
Это главные инструменты покупателя, которые всегда под рукой и отлично подходят для рекламы. Без них не обходится ни один приличный магазин, пусть даже самых небольших размеров.
4. Shelf-talcks
... или, если буквально, «говорящие полки» – обычно, это небольшие яркие плакаты или постеры, которые размещают на полках с нужным продуктом.
Рекомендуются для выделения товара из общей массы, особенно во время действия акций, сезонных распродаж и для популяризации новинок.
5. Постеры и лайтбоксы.
Лайтбоксы – это те же самые плакаты, только объемные. Обычно, представлены в виде коробки, подсвеченной изнутри, и размещаются непосредственно рядом с товаром (играют роль «маяка»).
Рекомендуются для направления покупателя к нужным полкам и повышают узнаваемость бренда. Если у Вас небольшой магазин, то не стоит устанавливать постеры/плакаты высоко над головой посетителей – им будет неудобно их рассматривать и пользы от них будет практически никакой.
6. Сэмплинг и мобильные витрины.
Сэмплинг (с англ. sample – образец) – демонстрация и раздача образцов – сегодня это один из самых популярных способов продвижения товаров. Эксперты утверждают, что этот вид рекламы способен увеличить продажи рекламируемого товара на 300% во время проведения акции.
Чтобы добиться таких результатов, необходима серьезная подготовка.
Мы рекомендуем следующее:
- Используйте этот метод для новинок, чтобы с помощью демонстрации увеличить их популярность.
- Помните, что положительное впечатление о первом продукте из отдельной серии, стимулирует продажи всей тематической линии.
- Этот метод может организовать как сам производитель, так администрация магазина для увеличения продаж той или иной серии продуктов (например, низкокалорийные продукты питания и др.)
- Обратите внимание на то, в каком виде Вы предлагаете клиенту попробовать тот или иной продукт – многих отталкивают уже нарезанные ломтики колбаски, постоявшие несколько часов в открытом состоянии среди такого количества проходящих мимо людей.
Если есть такая возможность, то предлагайте посетителям магазина продукты в индивидуальной упаковке, которые они смогут открыть и попробовать на месте или позже. - Найдите оригинальный подход, но не забывайте о чувстве меры;
- Правильно подбирайте промоутера:
- приятный внешний вид и ненавязчивый характер;
- человек, обученный выбирать из толпы «подходящих» посетителей;
- умеющий привлечь к общению о продукте и т.д. - Не переборщите с количеством демонстраций и дегустаций. Чрезмерное их количество в течение дня и агрессивный прессинг покупателей, может оттолкнуть их.
- «Рабочее место» промоутера, т.е. мобильные витрины должны оформляться в фирменном стиле и соответствовать имиджу компании. Не забывайте, что это визуальная реклама.
7. Видеоэкраны. Помощь телевидения в продажах.
Здесь подразумеваются – телевизоры, мониторы и плазменные панели в магазине. На них можно транслировать рекламные ролики предлагаемых продуктов или просто видеоклипы. Также, можно транслировать рекламные ролики товаров и услуг, предлагающиеся покупателям и за пределами магазина.
Что транслировать в Вашем магазине, решаете Вы или специализированное агентство, с которым можете заключить договор.
Записывать необходимые ролики самостоятельно вполне возможно, если приобрести необходимое оборудование или заказать съемки роликов по Вашему сценарию. Но это выходит дорого и требует свободного времени, воображения, изучения потребностей клиентов и определенных правил для качественно результата и т.д.
Чтобы упростить задачу, и даже немного подзаработать на этом, можно заключить договор с агентством, развивающим ритейл-телевидение. Обычно они сами готовы инвестировать в установку экранов и менеджмент системы, да и рекламодателям проще обратиться в подобное агентство, чем связаться с руководством магазина.
Рекомендуем:
- Разбивать вещание на получасовые блоки, т.к. согласно статистике именно за этот период в среднем меняется аудитория магазина;
- Не обязательно использовать дорогие плазменные решения. Если Ваш бюджет ограничен, LCD мониторы справятся с поставленной задачей ничуть не хуже;
- Если в магазине в фоновом режиме постоянно звучит музыка или радиореклама, то транслировать ролики лучше без звука. Или фоновая музыка не должна перебивать звук рекламного ролика.
- Если Вы решили транслировать видеоклипы, предварительно проверьте их на возрастные ограничения – в магазине могут находиться дети. Или включайте такие блоки только в поздние часы.
8. Реклама на кассе.
Касса – это одно из самых эффективных рекламных мест в магазине. Здесь можно применить большую часть рекламных подходов, т.к. стоя в очереди (пусть даже и небольшой), людям, обычно, нечем заняться и они с удовольствием рассматривают все доступное:
- Стикеры;
- Плакаты;
- Буклеты – с описанием продуктов, участвующих в акции, продуктовой линейки отдельного производителя с советами по их приготовлению или использованию и др.;
- Индивидуальный и интересный дизайн чека – очень действенный метод: легко, а главное без дополнительных вложений, можно ввести специальные настройки в используемое программное обеспечение.
(Как красиво оформить чек в корпоративном стиле с помощью ПО Microinvest, можете посмотреть здесь); - Самодвижущаяся лента для покупок с логотипами;
- Разделители покупок, также с логотипами (например, MasterCard);
- Промо-продукты или небольшие рекламные подарочки от производителей при определенной общей стоимости чека;
- Пакеты с логотипами и контактами магазина;
- Видеоэкраны с рекламными роликами;
- И т.д.
Обратите внимание:
- 64% посетителей обращают внимание на рекламу на кассе;
- 78% из них при этом не испытывают раздражения;
- 41% клиентов считают эту рекламу полезной.
9. Радиореклама.
Очень долго этот полезный инструмент использовался только для небольших объявлений или внутренних сообщений для сотрудников. Сегодня, радио активно используется для полноценной рекламы продуктов.
Учитывая то, что слух - это единственное, что остается «свободным» после описанного выше разнообразия способов зрительного воздействия на посетителей, то не использовать его было бы большим упущением.
Обратите внимание:
- Чтобы такая реклама не раздражала посетителей, звук не должен быть слишком громким;
- Соответственно, звук не должен быть и слишком тихим – иначе этот вид рекламы будет бессмысленным;
- Фоновая мелодия не должна заглушать рекламный текст;
- Следите за качеством звука: шипение, скрипение и посвистывание – не только не будут эффективными, но и отпугнут Ваших посетителей. Они предпочтут соседний магазинчик без звукового сопровождения, пусть и с ценами повыше, но без ненужной головной боли и раздражения;
- Реклама должна быть мелодичной и приятной на слух;
- Не нужно использовать длинных и сложных предложений – они утомят посетителей, и никто не будет их слушать;
- Звуковое оформление рекламы должно учитывать текущее время суток и целевую аудиторию магазина, т.к. это влияет на восприятие информации. Одна и та же запись в утренние часы может привлекать внимание посетителей, а в ночное время - сильно раздражать и отталкивать.
- и т.д.
Подведем итоги...
Описанные выше возможности подходят не только продуктовым магазинам или крупным супермаркетам. Большую часть из них совсем не сложно адаптировать под любой другой вид магазина или целую сеть.
Какую именно рекламную стратегию выбрать – решать только Вам. Помните, что достаточно трудно привлечь интерес рекламодателей только к одному отдельному магазину, выгоднее присоединиться к целой рекламной сети, поэтому обращайтесь в специализированные рекламные агентства. Но даже в этом случае, согласно статистике, доходы от рекламы вряд ли составят больше 1-2% оборота Вашего магазина.
Галина Вражева, маркетинг эксперт Microinvest