Развитие международной сети магазинов
В этой статье наш коллега из команды Microinvest расскажет немного о своем опыте запуска нового объекта в большой международной сети магазинов сладостей «Candy Cat». Возможно, этот опыт будет вам полезен.
_________________
Вопрос достаточно объемный, поэтому постараюсь рассказать все в общих линиях, а уже если вам будут интересны подробности, напишем еще несколько статей по более узким темам. Начнем с того, что выделим три основных направления работы: подготовка, запуск и поддержка.
Подготовка
На этом этапе проводим анализ. Я выделил несколько основных пунктов:
- Анализ торгового права. Обратите внимание на ставки НДС, требования к округлению сумм, оформление возвратов для торговли в фискальном режиме.
- Анализ поставщиков услуг. Например, оборудование и сопровождение хардуерной части. В каждой стране налаживается контакт с одной - двумя фирмами.
- Локализация интерфейса.
- Логистика. Нередко оборудование должно быть доставлено на большое расстояние и везти его на автомобиле, как минимум, неудобно. Для этого изучаем предложения международных перевозчиков.
- Оплата. В основном проблем в ЕЭП (единое экономическое пространство, прим. редакции) нет, но есть нюансы, которые нужно помнить.
- Лингвистика. Язык общения с сотрудниками в той или иной стране. Чтение текстов ошибок и т.д.
При выборе производителем оборудования проверьте, присутствует ли он в списке поддерживаемого оборудования Microinvest. Если нет, нужно добыть протоколы обмена данными и договориться о написании драйвера.
После анализа выстраивается порядок действий для подготовки нового объекта по критериям торговой сети (ремонт, коммуникации, оборудование и т.д.).
Затем определяем сроки запуска объекта и я приступаю к первичной настройке оборудования у нас в офисе. Подготавливаем две POS системы. На первой разворачивается сервер с базой данных, вторая подключается по сети. При необходимости можно настроить репликацию, но это уже на ваше усмотрение и зависит от технических требований. Далее следует проверка и надстройка дополнительного оборудования: подключение весов и других устройств.
Так как иногда не получается присутствовать при запуске, все будет готово заранее. На объекте можно будет только собрать всё воедино, как конструктор «Lego», и запустить объект.
Запуск
На этапе запуска все подготовительные работы позади, оборудование собрано, подключено и проверено. На объекте Вы или обученный человек. Самое главное, в этот момент держать руку на пульсе и быть готовым к любым ситуациям. Самое интересное — это запуски в ТЦ, где работы разрешены после закрытия в 22:00 по местному времени (о местном времени немного позже). В любом случае, если оборудование и ПО настроено заранее, проходит все легко.
Оставайтесь на связи с представителем торгового оборудования и с разработчиком ПО для корректирования работы. Как пример приведу страну Сербия, где основная ставка НДС отображается как ‘Ђ’, что очень своеобразно и потребовало дополнительной правки уже на объекте.
Зачастую приходится выбирать оборудование из наличного на локальном рынке и принимать их условия работы. Будь то работа через файл, стороннее ПО и другие нюансы. В любом случае всё можно настроить.
Поддержка
Чем лучше подготовлено оборудование, ПО и обучен персонал, тем поддержки меньше. Однако, никто не отменяет человеческий фактор. Самая частая проблема в Европейских странах: на термо ленте для ФР не всегда есть цветная пометка окончания рулона и нередки ошибки печати, как раз из-за отсутствия бумаги. Потому нужно быть готовым в любой момент отвечать на испуганное сообщение, так как, в основном, это происходит с обычным кассиром, когда менеджера, который знает, что делать - нет. И вот тут возвращаемся к местному времени. Средняя разница составляет -1/2 часа от Вашего времени. Если 22:00 у Вас, то 20:00 на объекте, где рабочее время в самом разгаре. К сожалению, ротация кадров и не обучаемость приводит к сообщениям среди ночи, на которые желательно быстро отреагировать.
Дополнительные работы по надстройкам в программе: когда у клиента 40 магазинов с двумя кассами в каждом, даже одна строчка в шаблоне чека или надстройка ПО, достаточно ощутима по времени. Добавьте к этому нестабильное подключение, если есть проблемы с интернетом, и становится еще сложнее.
_________________________
Из всего вышеописанного хотел бы заключить, что развитие новых направлений очень интересная и непростая задача. Главное, не теряйте уверенность. В решении и контроле этой задачи развиваются профессиональные навыки и личные качества, постоянно изучаешь что-то новое.
На данный момент у компании Microinvest есть несколько подобных клиентов. Например, сеть «сладких» магазинов «Candy Cat»: более 50 магазинов в 4-х странах Европы. Сейчас готовим к запуску новые объекты еще в 3-х странах. Обязательно расскажу об их процессе подготовки более подробно в следующей статье, а пока можете посмотреть несколько фото с рабочего места одного из их магазинов в Польше.
Василий Свириденко, Microinvest